Отмена внутрисетевого роуминга официально

Гoсудaрствeннaя Думa принялa в трeтьeм чтeнии зaкoн oб oтмeнe внутрисeтeвoгo рoумингa. Фeдeрaльный зaкoн дoлжeн вступить в силу с 1 июня 2019 гoдa. Чтo измeнится в тaрифax? В срaвнeнии с пoслeдними вeрсиями пoмeняeтся нeмнoгoe. В бoльшeй мeрe упoрядoчaтся и будут зaфиксирoвaны ужe прoизoшeдшиe измeнeния. Нo тoнкoсти тoжe eсть, кудa жe бeз ниx?

Тeмa внутрисeтeвoгo и нaциoнaльнoгo рoумингa ужe дaвнo стaлa мoeй любимoй. И «любимoй» тoжe, тaк кaк любoвь эта скорее вынужденная. Тема изрядно надоела, хоть и остаётся неизбежно животрепещущей. Люди-то продолжают кататься по России-матушке? и многие уже отказались от отслеживания всех изменений. А некоторые и вовсе отказались от попыток разобраться и понять. По принципу древнего анекдота про то, что покрой и фасон ночной рубашки в первую брачную ночь неважен, ибо на результат абсолютно не влияет.

А нам вот приходится разбираться. Результирующих поправок в «Закон о связи» всего-то несколько десятков слов, можно спокойно целиком процитировать и даже без особого напряга мозговых извилин прочитать, см. ниже. И что, это и есть вся многострадальная «отмена роуминга»? Наверное, да. Однако слова вполне значимые, и это не формальное свидетельство о рождении мыши Думой-горой. Попробуем предварительно оценить последствия, не заблудившись в трёх соснах. А в нашем случае «три сосны» вообще в виде двух маленьких абзацев.

К сожалению, авторство подборки на фото установить не удалось. Официоз про наш закон можно почитать на сайте Госдумы здесь. А здесь можно ознакомиться с многотрудным путём прохождения этого «Закона о внесении поправок в Закон о связи» в количестве 67 слов по всем многочисленным этапам и инстанциям Государственной Думы. В итоге закон таки отправлен в Совет Федерации на утверждение 19 декабря, на весь процесс у Госдумы ушло ровно полтора года без одной недели. То есть по 1,03 календарного дня на каждую букву закона, включая запятые и пробелы. Хохмы ради хотел было посчитать количество килограмм бумаги, потраченной в итоге на каждое слово, технически это возможно. Зная вес бумаги (80 г/кв.м.), число страниц всех многочисленных документов и количество розданных экземпляров. Однако поленился и предлагаю вам самим заняться этим в новогодние праздники. Надо же чем-то развлечься, если поездка в логово Деда Мороза вдруг не сложилась из-за непомерно высоких цен на связь в роуминге? (смайлик).

Суть вопроса

Смотрите и читайте проект закона, который должен «запуститься» 1 июня 2019 года. Теоретически, его ещё могут «завернуть» в Совете Федерации, но это маловероятно.

«Проект № 211158-7

в третьем чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона «О связи»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 10, ст. 1069; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 31, ст. 4190; 2011, № 27, ст. 3873; № 45, ст. 6333; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 30, ст. 4062; № 48, ст. 6162; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4383; 2016, № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4213, 4221; № 28, ст. 4558; 2017, № 31, ст. 4742, 4794; № 50, ст. 7557) следующие изменения:

1) статью 46 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. На территории Российской Федерации оператор подвижной радиотелефонной связи в своей сети связи устанавливает одинаковые условия оказания услуг подвижной радиотелефонной связи каждому абоненту независимо от того, находится ли абонент в пределах территории субъекта Российской Федерации, указанной в решении о выделении такому оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный абоненту абонентский номер, или за пределами указанной территории.»;

2) абзац шестой пункта 1 статьи 54 изложить в следующей редакции:

«с вызываемым абонентом, находящимся за пределами территории Российской Федерации.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 года».

Мне сразу глаз зацепило вроде бы противоречивое: «… оператор подвижной радиотелефонной связи в своей сети связи устанавливает одинаковые условия…» и буквально через пару слов в этом же предложении «… находится ли абонент в пределах территории субъекта Российской Федерации, указанной в решении о выделении такому оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный абоненту абонентский номер, или за пределами указанной территории» (подчёркнуто мной). Ведь если абонент покинул «родной» регион и телефон зарегистрировался в сети другого оператора, то формулировка «в своей сети связи» уже неприменима? По факту, противоречия нет, а есть разница между внутрисетевым и национальным роумингом, которая и отображена в нынешних поправках к «Закону о связи». Но об этом чуть ниже.

Попробуем разобрать то, какие последствия вытекают из уже почти принятых поправок. К сожалению, резюме закона на сайте Госдумы нам в этом особо не поможет, там по большей части общие слова и опять «в лучших традициях» разные виды роуминга свалены в одну кучу под общим названием «национальный роуминг».

  • Бесплатные входящие во внутрисетевом роуминге по России становятся обязательными на всех тарифах, федеральный закон не предусматривает дифференцированного подхода в зависимости от тарифа. Более того, теперь это же будет относиться и к национальному роумингу, если региональные операторы не найдут способов это положение обойти.
  • Судя по формулировкам, сравнительно недавно введённое понятие «регион присутствия» теперь будет узаконено, так как не противоречит новой структуре роуминга, предлагаемой сейчас сотовыми операторами в своих тарифах. Действительно, в таком формате «регион присутствия» приравнивается к прежнему понятию «домашний регион», и в пределах этого «региона присутствия» уехавший абонент получает те самые требуемые законом «одинаковые условия». Правда, звонки в домашний регион становятся междугородними, но буква закона соблюдена. Как я уже писал, весьма остро встаёт вопрос миграции симкарт из дешёвых «домашних регионов» в дорогие «регионы присутствия», слишком многим владельцам таких симкарт плевать на то, что абоненты из их нового региона пребывания звонят им по тарифам межгорода. Скорее всего, сотовые операторы будут искать и находить пути борьбы с этим явлением, так как это означает потерю немалой части дохода от тех, кто вывез симкарту с дешевым тарифом в дорогой регион и продолжает там этим тарифом успешно пользоваться к собственному удовольствию и выгоде. Правда, может возникать неприятная головная боль в случае необходимости замены симкарты в этом самом «регионе присутствия», и у операторов есть моральное право ничего не предпринимать для облегчения этой процедуры.
  • Понятие «межгород» никуда не делось, оно остаётся и продолжает приносить операторам деньги. Реакция сотовиков тоже была предсказуема: межгород планомерно «вычищают» из пакетов минут в недорогих пакетных тарифах (теперь за отдельную плату) и задирают цену межгорода в тех тарифах без абонплаты, где межгород был дёшев. Это трудно назвать закручиванием гаек, скорее, это стремление хотя бы частично компенсировать выпадающие доходы от пусть даже такой, далеко не полноценной отмены роуминга. Кстати, в поправках к закону я не увидел отмены обязательного «оброка», выплачиваемого сотовыми операторами в пользу транзитных операторов. С большой долей вероятности плата за приземление трафика будет отменена для звонков в пределах региона присутствия, но это только часть затрат операторов на межгород. Не забывайте про этот феномен и не путайте «отмену роуминга» с отменой межгорода, пожалуйста. Особенно во внутрисетевом роуминге.
  • С национальным (в отличие от внутрисетевого) роумингом вопрос интересный. По формулировке в утверждённых Госдумой поправках, «установление одинаковых условий» относится к пребыванию абонента «в своей сети связи», то есть к внутрисетевому роумингу. Иными словами, стоимость исходящих вызовов и мобильного интернета при нахождении абонента из других регионов в Крыму новым законом не нормируется, для них территория Крыма — чужая сеть и национальный роуминг.
  • Что касается входящих вызовов, то их бесплатность, в том числе в Крыму, как раз новым законом нормируется. Нормируется одним коротким предложением в пункте 2 нынешних поправок. В пока ещё действующей редакции статьи 54 Закона о связи перечислены случаи, в которых входящие вызовы имеют право становиться платными, в этом перечне оговорена в том числе ситуация пребывания симкарты за границами домашнего региона, в поездках по стране входящие могут становиться платными. В новой редакции слово «субъекта» исчезнет. То есть, сейчас «за пределами территории субъекта Российской Федерации», а станет «за пределами территории Российской Федерации», улавливаете разницу? Хорошо для отдыхающих, им при желании только принимать входящие, самим не звонить и мобильным интернетом не пользоваться можно будет отключать (или не подключать) платные опции для Крыма.
  • С региональными операторами ситуация начинает выглядеть слегка напряжённой. При выезде за пределы региона присутствия сети таких операторов цена исходящих вызовов и мобильного интернета, по идее, новым законом не нормируется и всякие платные опции для поездок имеют полное право на существование. Однако все входящие по России должны по закону стать бесплатными, а многим путешествующим по стране только это и требуется. И уж точно только это требуется тем, кто живёт близко к границе зоны покрытия и по работе или по своим делам нередко пересекает эту невидимую границу и «ловит» платный входящий в чужой сети. Теперь за все эти входящие звонки будут платить своим сотовым коллегам сами региональные операторы. Компенсируют ли это исходящие звонки своих абонентов в чужих сетях? Не знаю. Однако очевидно, что без дополнительных корректировок расходы региональных операторов должны существенно возрасти при тех же доходах. Путей «лечения» ситуации несколько: повышение цен на пакетных тарифах, повышение цен на исходящие в национальном роуминге, корректировка опций и т. п. Наконец, теоретически существует и совсем экзотический вариант: если региональным операторам удастся реализовать полный отказ обслуживать своих абонентов в чужой сети (при выезде симкарта «засыпает» в режиме «поиск сети») или, совсем в идеале, реализовать отказ обслуживать только тех, кто не подключил платную опцию. Не знаю, насколько всё это можно осуществить юридически и технически. Поживём — увидим, региональные операторы наверняка этим вопросом уже давно занимаются.

Резюме

Такие вот получаются «пироги с котятами» на сильно затянувшемся банкете празднования «отмены роуминга» в России. Лично меня радует приближение финала (надеюсь), уже и правда надоело обсуждать все эти метания в разные стороны и самопиар ФАС. Сотовым операторам особо радоваться нечему, поэтому всякие тарифные сюрпризы в дополнение к уже произошедшим более чем возможны.

Тем, кто ещё не усвоил тонкости понятия «регион присутствия», самое время ближе к лету заняться самообразованием на примере собственного тарифа. Вроде пока не о чем беспокоиться владельцам сравнительно дорогих пакетных тарифов с включенным в пакет минут межгородом. Владельцам корпоративных тарифов (пока?) вроде бы тоже беспокоиться не о чем, однако при переоформлении симкарты (смене владельца номера) уже начинают запрещать сохранение прежнего тарифа.

У меня пока всё, до следующей встречи на Mobile-Review и хорошей вам «поздравлятельной» связи в праздничные дни. Помянем добрым словом давние времена, когда в часы новогодних перегрузок базовые станции «умирали», оставляя на экране только поздравление любимого оператора. Но трава была зеленее, и сотовая связь постоянно радовала сюрпризами. А сейчас что? Ну снимут сколько-то денег, ну любимый архивный тариф «подправят», ну обсудим «украденные» три рубля… Скучно ведь!

Ссылки по теме

Операторы, читаем почту и новости

Роуминг по России с 1 сентября 2018

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.